Скачать в других форматах:

Библейский Культурно-Исторический Комментарий. Часть 1. Ветхий Завет

Амос

1:1-2:5 Суд над народами

1:1. Фекоя. Это селение отождествляют с Khirbet Tequ'a, примерно в 7 милях к югу от Иерусалима и в 5 милях к югу от Вифлеема. Поскольку эта местность находилась на самой границе пахотных земель, ее жителям, состоявшим в основном из земледельцев и скотоводов, приходилось упорно трудиться, чтобы добывать себе средства к существованию (см.: 2 Пар. 20:20). Более подробную информацию об этом небольшом селении в холмистой части Иудеи см. в коммент. ко 2 Пар. 14:2.

1:1. Землетрясения. Сирия-Палестина известна как зона повышенной сейсмической активности. Эта область лежит над Иорданским рифтом — разломом земной коры, простирающимся от Дамаска до залива Акаба. При раскопках в Асоре, в слое 6 обнаружены следы сильного землетрясения, которое имело место около 760 г. до н. э. Возможно, именно оно упоминается здесь, но это требует подтверждения дополнительными данными, особенно в районе Вефиля и Самарии. Использование этого землетрясения для датировки пророческой деятельности Амоса и времени правления царя Озии (см.: Зах. 14:4,5) указывает на то, что оно было достаточно мощным и запечатлелось в памяти людей. Если Амос действительно предсказал это землетрясение (как вытекает из Ам. 9:1), тогда он засвидетельствовал себя как истинный пророк Яхве. 1:1. Хронология. Имена царей, перечисленных в этой книге, позволяют определить период пророческого служения Амоса. Царь Иудеи Озия и царь Израиля Иеровоам II правили в первой половине VIII в. до н. э. Землетрясение, о котором говорит пророк, зафиксировано раскопками в Асоре и датируется 760 г. до н. э. Поскольку Амос не претендует на роль профессионального пророка, многие комментаторы считают, что пророчества, изложенные в этой книге, охватывают небольшой промежуток времени.

1:2. Вершина Кармила. Гора Кармил находится в северной части средиземноморского побережья Израиля. Влажный ветер с моря и осадки, ежегодный уровень которых составляет 28 дюймов, делают этот район цветущим краем, каких мало в стране. В древности плодородные склоны Кармила были покрыты оливковыми рощами, виноградниками и тучными пастбищами (см.: Иер. 46:18). Амос и другие пророки создают выразительный образ, противопоставляя обычное плодородие этого региона засухе, вызванной Божьим гневом. О масштабах засухи позволяют судить упоминаемые пророком ориентиры — от Иерусалима на юге до Кармила на севере.

1:3. Пророчества о судьбе языческих народов. Об этой теме, общей для многих пророков, см. коммент. к Иер. 46:1. 1:3. Дамаск в начале VIII в. до н. э. Это столетие началось для Сирии и ее столицы Дамаска с тяжелых бедствий. Ассирийский царь Адад-Нирари III произвел успешную осаду города в 796 г. до н. э. Согласно ассирийским анналам, сирийский царь Бир- Адад стал вассалом Ассирии. Его заставили заплатить огромную контрибуцию, в том числе 2300 талантов серебра и 5000 талантов железа, чтобы спасти город. Существует также мнение, что в середине VIII в. до н. э. ослабленная сирийская монархия и ее территория находились под контролем израильского царя Иеровоама II (см.: 4 Цар. 14:28). 1:3. Железные молотила. В анналах ассирийского царя Тиглатпаласара III описывается завоевание другого народа, который попал в такую ситуацию, как будто по нему прошли железными молотилами. Событие, описанное здесь Амосом, может относиться к имевшему место в середине IX в. до н. э. вторжению войск сирийского царя Азаила в Галаад и в Галилею (см.: 4 Цар. 8:12 и недавно обнаруженную надпись Азаила из Тель-Дана). Другие случаи использования молотил см. в коммент. к Втор. 25:4; 2 Цар. 24:22 и Ис. 28:28.1:4. Дом Азаила. Благодаря достижениям Азаила в IX в. до н. э. (см.: 4 Цар. 10:32,33), сирийская царская династия получила известность как «дом Азаила». Это выражение встречается в анналах Тиглатпаласара III (744—727 гг. до н. э.), который царствовал столетие спустя после Азаила. Таким образом, Амос имеет в виду не конкретного правителя, а целую династию, распространяя далее это понятие на саму Сирию. 1:4. Крепости Венадада. См. коммент. к Иер. 49:27.

1:5. Долина Авен. Поскольку древнееврейское слово aven означает «грех» или «идолопоклонство», то, скорее всего, это не город, а местность, где происходило поклонение Ваалу (ср.: Беф-Авен = Вефиль в Ос. 10:8). Возможно, острие критики Амоса направлено на плодородную долину Бека. 1:5. Дом Еденов (Беф-Эден). Ассирийские анналы IX в. до н. э. времен царя Ашшурба- нипала и Салманасара III упоминают Беф- Эден (Bit Adini) как мятежное арамейское царство, расположенное между реками Евфрат и Балих (Balikh). Поскольку в царствование Салманасара III оно потеряло свою самостоятельность и было переименовано, появление Беф-Эдена в пророчествах жившего в VIII в. до н. э. Амоса ставит вопрос, идет ли речь о том же самом месте, или нет. Однако в хрониках Тиглатпаласара III Беф- Эден по-прежнему упоминается как область сирийских городов, и, возможно, Амос использует это географическое название по традиции. Правителем этого царства во времена Амоса был Шамши-Илу. 1:5. Кир. См. коммент. к Ис. 22:6 и Ам. 9:7 об этом месте как о родине арамеев. Оно также упоминается в 4 Цар. 16:9. 1:6. Газа в начале VIII в. до и. э. Поскольку Амос использует Газу как обобщенный образ всех филистимских городов-госу- дарств, по всей видимости, в то время это был самый видный город. Благодаря своим связям с арабскими племенами, которые контролировали торговые пути в Аравию, Газа составляла серьезную конкуренцию Иудее в области торговли во времена царя Иорама (см.: 2 Пар. 21:16,17). Однако по мере распространения ассирийского влияния на Сирию-Палестину политическая ситуация сильно усложнилась. Амасия и Озия в первые десятилетия VIII в.

до н. э. сумели одержать победу над Эдомом и снова захватили контроль над заливом Акаба (Элаф) (см.: 4 Цар. 14:7,22). Озия в это же время захватил филистим- ские города и покорил аравийские племена (2 Пар. 26:6,7). Возможно, Амос в своем пророчестве отразил тему вражды между Газой и Иудеей. Во всяком случае, из анналов Тиглатпаласара III (о военной кампании 734 г. до н. э. против филистимлян) явствует, что к исходу столетия Газа была вынуждена платить тяжелую дань и стала вассалом Ассирии.

1:6. Продажа военнопленных в рабство. Работорговля была одним из самых отвратительных последствий войн и пограничных конфликтов. Пленников обычно продавали посредникам, которые затем переправляли их подальше от родных мест (см.: Иез. 27:13; Иоил. 3:6,7). Следует упомянуть, что в месопотамских административных текстах, которые датируются временем до Саргона (начало 3-го тыс. до н. э.), содержатся списки на продовольствие (продовольственные пайки), где приводятся имена лиц, «принадлежащих» или «связанных» с домовладельцами или хозяевами мастерских (напр., ткацких). Истинное число таких лиц, которые, скорее всего, были рабами или слугами, невелико. Конечно, это нельзя сравнить с огромным количеством рабов в греческих и римских городах.

1:8. Азот в начале VIII в. до н. э. Размеры нижнего города и его укреплений, построенных в X в. до н. э. в стиле, характеризующем строительную деятельность Соломона, следы которой обнаруженны в Газере и Асоре, свидетельствуют о процветании этого филистимского города-государства в IX и VIII вв. до н. э. В слое 9 обнаружены огромные городские ворота Азота, которые были частично разрушены в 760 г. до н. э. Это могло произойти вовремя военной кампании иудейского царя Озии против филистимлян (2 Пар. 26:6,7). До того как ассирийцы стали контролировать территорию Сирии-Палестины, меньшие по размерам города Филистии, Иудеи и Трансиордании соперничали между собой за право контроля над торговыми путями и периодически вступали в военные конфликты, стремясь установить свое господство в регионе. Однако после 750 г. до н. э. Ассирия и Египет начали использовать эти малые государства в целях политического маневрирования. 1:8. Аскалон в начале УШ в. до н. э. Как и Азот, Аскалон был одним из пяти крупных филистимских городов-государств (см. коммент.кСуд. 1:18 и 14:19). Большая часть сведений о его положении в VIII в. до н. э. происходит из ассирийских анналов и документов о взимании дани. Однако до военной кампании, проведенной в 734 г. до н. э. Тиглатпаласаром III, Аскалон редко упоминается в этих материалах. Экзотический характер даннических приношений Ас кало- на ассирийскому правитетю (напр., папирус и слоновьи шкуры) свидетельствует о торговых связях Аскалона с Аравией и Ег"птом.

1:8. Экрон в начале VIII в. до н. э. За последние два столетия 1-го тыс. до н. э. Экрон значительно сократил свою территорию. Вероятно, это было обусловлено израильским господством над Филистией, которое началось в эпоху царствования Соломона. В VIII в. до н. э. были noi троены отдельные сооружения, в том числе крепостная башня, что указывает на некоторое возрождение в период, когда эту территорию контролировал иудейский царь Езекия (4 Цар. 18:8). Раскопки не обнаружили заметных следов богатства или процветания в начале VIII в. до н. э., поэтому упоминание Экрона является просто данью традиции перечисления филистимских городов (см.: Иер. 25:20). 1:9. Тир в начале VIII в. до н. э. В первой четверти IX в. до н. э. Тиром управлял царь Пигмалион. Это был золотой век Финикии, которая осуществляли контроль над торговлей почти по всему Средиземноморью. В 815 г. до н. э. финикийцы основали колонию даже в Северной Африке, в Карфагене. Знаменательно, что в ассирийском списке вассалов царя Адад-Нирари III, которые платили ему дань, числится царь Сидона, но нет царя Тира. Очевидно, Тир, как и процветавший в то время Израиль (см.: Ам. 3:15; 6:4), смог избежать участи ассирийского вассала.

1:11. Эдом в начале VIII в. до н. э. После присоединения к царству Давида (2 Цар. 8:11—13) Эдом в конце ко. щоь поднял мятеж и обрел независимость от Иудеи во время правления царя Иорама (4 Цар. 8:20—22).

Амасии удалось снова отвоевать часть тер- питории Эдома (4 Цар. 14:7) в битве при Селе (es-Stla на сев* рной границе Эдома), а в царствование израильского царя Иеровоама II (789—749 гг. до н. э.) между Эдомом и его соседями постоянно возникали пограничные конфликты.

1*12. Феман, Восор. См. коммент. к Иер. 49:7 и 49:13.

1:13. Аммон в начале VIII в. до н. э. Подобно Эдому, народ Аммона в Трансиордании периодически выступал прот» в израильского правления (2 Пар. 20:1), а в VIII в. до н. э. он был вынужден платить дань Иудее (во время царствования Озии, см.: 2 Пар. 26:8). Политические перемены в судьбе Аммона отмечены в одном ассирийском источнике, где упоминаются послы из Аммона в Кала- хе (Нимруд) в VIII в. до н. э., которые пришли с данью. Однако первый царь Аммона, имя которого встречается в ассирийских текстах, это Шоби, сын Ахаша (в анналах Тиглатпаласара III от 733 г. до н. э.). 1:13. Обращение с беременными женщинами. Случаи, когда беременным женщинам рассекали животы, упоминаются очень редко. Подобная практика приписывается ассирийскому царю Тиглатпаласару I (ок. 1100 г. до н. э.) в гимне, прославляющем его победы. Об этом говорится и в одном нововавилонском плаче.

1:14. Равва. См. коммент. к Иер. 49:2 об этом городе, который был столицей Аммона. 2:1. Моав в начале VIII в. до н. э. Надпись моавитского царя Меши, относящаяся к середине IX в. до н. э. (ср.: 4 Цар. 3:4—27), содержит сведения об этом трансиорданском государстве до начала военного вторжения на его территорию в 734 г. до н. э. Тиглатпаласара. Если между Моавом и народами Иудеи и Израиля и существовала вражда, она не находит конкретных документальных подтверждений. Возможно, преступление, связанное с осквернением могилы царя Эдома моавитянами, свидетельствует о союзе Эдома с Иудеей. Однако вне исторического контекста это событие продолжает оставаться загадочным. 2:2. Кериоф. Упоминающийся в надписи Меши как гооод, в котором находился храм моавитского бога Хамоса, Кериоф отождествляют с el-Qereiyat и Khiibet Aleiyan (см.: Иер. 48:41).

2:6-16

Грехи Израиля

2:8. Характер иронии. Амос весьма иронически относится к богачам, демонстрирующим свое изобилие перед жертвенниками. Вероятно, они имели право отбирать одежду у несостоятельных должников или покупать вино на деньги, полученные в виде штрафов от бедняков, совершивших какие-то нарушения. Однако Яхве сказал (Исх. 22:25,26), что отчаянные крики бед- ' няков будут услышаны, ибо Он милосерд. Как и в случае с работником, о котором идет речь в надписи, найденной в Yavneh Yam, кредитор обязан не только повиноваться закону, но и заботиться о том, чтобы изъятие собственности должника не лишило того возможности зарабатывать на жизнь (см. кодекс Хаммурапи, где запрещается конфискация вола должника). 2:9. Истребил Аморрея. Израилю напоминают о свершениях Божественного воителя. До начала завоевания Палестины Яхве даровал израильтянам победу над аморрей- скими царями Сигоном и Огом (см. коммент. к Чис. 21:21; 21:24-30). Впоследствии название «аморреи» стало синонимом Ханаана (см.: Суд. 1:34-36 и 7:14). 2:9. Плод вверху, кории внизу. Изображая полное уничтожение аморреев, Амос использует стилистический прием антитезы, т. е. соединения противоположностей. Пророки часто использовали этот прием в своих речах (см.: Ис. 37:31; Ос. 9:6). Подобная антитеза встречается также в финикийской формуле проклятия (надпись Eshmun 'asor,

V в. до н. э.): «Да не будет у них ни ствола внизу, ни ветвей наверху». 2:11. Назореи. См. коммент. к Чис. 6:1—21 об особой группе израильтян, соблюдавших обет назорейства.

3:1-15 Обвинение,

выдвинутое против Израиля

3:2. Только вас признал Я. В древнееврейском тексте здесь использован глагол «знаю». Представление о боге, «знающем» род, нашло отражение и в аккадской идиоме, часто встречающейся в текстах, посвященных заботе родовых богов о своих почитателях.

3:4. Поведение льва. Во время охоты лев ревет, чтобы устрашить, привести в оцепенение свою жертву. Лев после удачной охоты может унести часть туши в свое логовище, чтобы съесть ее позже. Он может там урчать от удовольствия или рычать, предупреждая других хищников, с которыми не собирается делиться добычей. См. аналогичные примеры описания поведения льва в Ис. 5:29 и Иез. 22:25.

3:5. Охота на птиц. См. коммент. к Ос. 7:12, где приводятся сведения о древних способах ловли птиц с использованием ловушек и приманок.

3:9. Горы Самарии. Хотя Самария была расположена на возвышенности, город был окружен целой грядой холмов, которые возвышались над этой столицей (см. коммент. к 3 Цар. 16:24). Если пророк хочет иносказательно подчеркнуть окончательное разруше-Экономические перемены и классы израильского общества в VIII в. до н. э.

В русле политических перемен, которые произошли в начале VIII в. до н. э. (ассирийская экспансия и захват Дамаска), Израиль сумел расширить свои экономические интересы и восстановить свое господство на значительной части территории Трансиордании. Кроме того, и в Израиле, и в Иудее в первой половине столетия на престоле были сильные цари (Иеровоам II и Озия, соответственно), которые царствовали длительное время. Это способствовало тому, что появилась возможность установить разумную и сбалансированную экономическую политику, в основе которой было массовое производство продукции на экспорт (зерно, оливковое масло и вино). В районе Шфелы и в долинах рек на равнине уже давно развивалось интенсивное земледелие (2 Пар. 26:10). Теперь же, в VIII в. до н. э., появилась возможность внедрить такие методы хозяйствования и в холмистой части страны, где преобладали мелкие хозяйства. В результате прежняя аграрная политика, опиравшаяся на небольшие хозяйства, которые занимались и скотоводством, и земледелием, претерпела изменения и была переориентирована на выращивание и продажу крупных урожаев зерновых. Теперь мелкие крестьянские хозяйства, обремененные долгами, были включены в крупные земельные владения. Однако экстенсивное использование земель и отсутствие смешанных культур, которые выращивались раньше земледельцами на своих небольших участках, спо-ние Самарии, то обзор грядущего с этих горных высот служит выразительным образом. 3:11. Время между пророчеством и исполнением. Весть Амоса, относящаяся к 760-м гг. до н. э., вероятно, означала, что, в конечном счете, ассирийцы послужили Богу орудием наказания Израиля, хотя это звучит у пророка подспудно. В любом случае, Самария и Израиль падут под натиском ассирийских войск Саргона Н в 722 г. до н. э., и значительная часть их населения будет угнана в плен в другие районы Ассирийской империи. 3:12. Обязанности пастыря. В сводах законов древней Месопотамии (включая шумерский кодекс Хаммурапи) содержалась статья, гласившая о необходимости оказания помощи пастухам, у которых лев или другой хищник растерзал животное. Этот пастух давал показания и клялся перед богами. Если была возможность, пастух должен был предоставить вещественные доказательства, например, «часть уха». В таком случае пастух освобождался от подозрения в краже. 3:12. Постели. В грядущих бедствиях дома богатых купцов и вельмож Самарии ждет разграбление. Бегущие в панике люди смогут захватить с собой только ничтожную часть своих богатств. Амос едко высмеивает их, судорожно ухватившихся за край своей постели. По иронии судьбы, это те самые ложа из слоновой кости (Ам. 6:4), за которые пророк обличает богачей. 3:14. Жертвенники в Вефиле. См. коммент. кЗ Цар. 12:29,30 об установлении Иеровоамом золотого тельца в Дане и Вефиле. Хотя Вефиль связывают иногда с жертвенниками патриархов Авраама и Иакова (Быт. 12:8;

35:7), во времена Амоса этот город соперничал с Иерусалимом, и потому его жертвенники подлежали осуждению как элемент религиозного отступничества Израиля. 3:14. Отсечение рогов алтаря. Рога жертвенника служили убежищем (Исх. 21:13,14) и ассоциировались с очищением и искуплением (Лев. 16:18). Отсечение рогов лишает жертвенник его важнейших качеств и превращает священный объект в бесполезную груду камней. Израиль, таким образом, лишался всякой надежды на защиту или искупление своих грехов перед лицом грядущего разрушения.

3:15. Зимний и летний дома. Два дома были признаком богатства и роскоши в Самарии. Летний дом в Самарии имел преимущества в более холодном климате центрального нагорья Израиля, а зимний дом — в условиях более теплого климата Изреельской долины, что позволяло жителям избегать резких перемен погоды и температуры. Есть многочисленные примеры, указывающие на то, что цари имели возможность переезжать из одной резиденции в другую в летнее и зимнее время, например, арамейский царь VIII в. до н. э. Барракуб, а также Кир, персидский царь.

3:15. Украшения из слоновой кости. Раскопки на месте древней Самарии обнаружили довольно много слоновой кости, которая использовалась для украшения мебели и стен дворца Амврия (см. коммент. к 3 Цар. 22:39). Характерно следование модным тогда египетскому и финикийско-сирийскому декоративным стилям с изображением бога Гора, цветков лотоса и мотива «женшина в окне».собствовало быстрому истощению почвы. Отсутствие правильной системы севооборота и травопольной системы земледелия привело к бесконтрольному использованию пахотных и пастбищных земель. Новая политика была нацелена на сверхприбыли от экспорта сельскохозяйственной продукции, при этом крестьяне столкнулись с реальной проблемой голода, тогда как высшие слои общества и торговцы богатели, позволяя себе закупать предметы роскоши, которые поставляли им их торговые партнеры финикийцы. Таким образом, на фоне растущих внутренних цен на товары широкого потребления, в том числе на основные продукты питания — пшеницу и ячмень, — основные их производители впадали в долговое рабство или становились поденщиками. Картина, представшая перед взором Амоса, когда он видел самих производителей во власти эксплуататоров и обманутыми жадными купцами, которые продают им самим зерно низкого качества, побуждает его публично обратиться к богачам, страстно обличая их за отсутствие заботы о бедных. В такой атмосфере социальной несправедливости, однобокой аграрной политики и экономической спекуляции пророк напоминает израильтянам об их обязательствах в рамках завета с Богом. Подобно «красноречивому поселянину» в египетском произведении XX в. до н. э., Амос предупреждает, что подкупленные судьи и нечестные дельцы не могут рассчитывать на милость и не избегут гнева Божьего.Изделия из слоновой кости железного века отличаются от таковых позднего бронзового века (лучше всего представленных находками в Мегиддоне), для которых характерно добавление стеклянной основы и вкрапления полудрагоценных камней. Возможно, что некоторые из этих изделий были изготовлены местными израильскими мастерами, но более вероятно, что это были дорогие экспортные изделия.

4:1-13

Невнимание к прелое тережениям

4:1. Телицы Васанские. Амос, который был пастухом, снова пользуется метафорой из знакомой ему области. Эти отборные животные, «телицы васанские», паслись на тучных пастбищах Трансиорданки по обоим берегам реки Ярмук (см.: Втор. 32:14). Амос сравнивает этих упитанны}' чоров с самодовольными самаринскими женщинами, знатными и богатыми. Ни эти телицы, ни ати женщины не способны видеть дальше своих потребностей (ср.: Ис. 3:16). Эти женщины, подобно монотонно жующим коровам на пастбище, не могут даже вообразить, что кто-то умирает с голоду в тот момент, когда они требуют принести себе чашу с вином или ка:сое-то новое экзотическое блюде. Трудно сказать точно, идет ли речь об ухоженном домашнем скоте, или о диких «гадах животных. В Васане встречались и те, и другие, и оба образа не противоречат данного контексту.

4:1. Знатные и богатые женщины. Процветание, которое было характерно для представителей класса купечества и знати в первую половину VIII в. до н. э., напрямую связано с распространением ассирийского господства в Израиле. В 802 г. до н. э. ассирийский царь Адад-Нирари III захватил город Дамаск и лишил Сирию ее позиции главного политического соперник? Израиля. На короткое время Самария и остальной Израиль обрели мир и процветание, которые позволяли израильтянам наслаждаться роскошью и строить .рандиозные планы. Амос направляет свои облич ительные стрелы против этих утопающих в роскоши женщин, подчеркивая, что их эгоизм был одной из основных причин угнетения бедны>. Завет с Богом >бязывад играильтян заботиться об обездоленных, но Амос видит, что богачи не берут в толк, что своей роскошной жизнью они обязаны этим людям.

4:2. Крюки и уды. Язык оригинала здесь очень темен. Ьыло высказано оригинал! -roe предположение, что в данном стихе речь идет не о ловле, а о транспортировке рыбы (в корз! ;нах и кувшинах). Эта метафора известна из пророческих текстов из Мари, где говорится, что враги царя извиваются как рыба в корзине. Рыбная ловля в реках Месопотамии производилась с помощью плетеных корзин (иногда сплетенных из терновых прутьев). Об использопании крючков для рыбной ловли в Месопотамии ничего неизвестно. Метафору Амоса, описывающую пленение израи 1Ы ш после осады Самарии, лучше перевести как «корзина с рыбой». Если же действительно имеются в виду крюки, то, возможно, речь идет о крюках в виде кошки, которые использовались во время осады.

4:3. Harmon, ffc В русском переводе отсутствует.) Это слово встречается только здесь, и было высказано много предположений о его значении Ряд исследователей рассматривает его как место высылки пленников. Предполага-от, что это гора Минни в Ассирии (см.: Иер. 51:27) или Гермал близ Кадеса на реке Оронт

4:4. Места поклонения в Вефиле и Галгале. История Вефиля как культового центра прослеживается со времен сооружения там жертвенника Авраамом (Быт. 12:8) и знаменитого сна Иакова (Быт. 28:10—22). Амос рассматривает его как зловещее место, поскольку там находился один из культовых центров Иеровоама (3 Цар. 12:29,30). Культовое служение нч Галгале проявляется в контексте повествования о .юбедах израильтян, когда они перешли Иошшн, и Иисус Навин установил здесь памятные камни в напоминание об этом событии (Нав. 4:19,20). Возможно, после разделения царства Галгал стал местом богослужения в Северном царстве в связи с Саулом (см.: 1 Цар. 11:15 и 15:21). Осия также счи гает это место оскверненным (Ос. 4:15 и 9:15). 4:4. Десятины каждые три дня. Вероятно, здесь Амос высмеивает культовую практику Северного царства. Возможно, добровольные приношения и дополнительные десятины (ср.: Быт. 14:20) приносились в святилище вскоре после прибытия туда или были связаны с некими ожидавшимися событиями или обетом. Для Амоса, однако, такие частые приношения не могут заменить истинное благочестие или послушание завету. 4:9. Ржа и блеклость. Земледельцы слишком хорошо знали, какие опасности могут угрожать созреванию их урожая. Здесь Бог стремится заставить Израиль вдуматься, уничтожаю его урожай. Во-первых, сирокко иссушит воздух л лишит растения влаги. Затем выпадет слиш.сом много осадков, всходы пожелтеют и урожай засохнет на полях. См. коммент. к Втор 28:22 по поводу проклятий.

4:9. 1 усьница. Насекомые тоже могут пожрать урожай зерновых и повредить листья масличных деревьев и смоковниц. О стаях саранчи в связи с Божьим гневом см. Иоил. 1:4—7. В одном аккадском тексте из Мари говорится о том, что на город было нашествие саранчи, а в другом — что урожай не успел созреть из-за нашествия насекомых. В коммент. к Исх. 10:1—20 приводится информация об опустошениях, которые вызывает саранча.

4:13. Связь между ветром и мыслями. Слово, переведенное здесь как «ветер», означает также и «дух». Но дело не в тем, что это слово имеет разные значения, а скорее в том, что в Древнем мире между ветром и духом не проводили различие. В месопотам- ском мышлении боги открывали свои намерения через сны. Посланник, который приносил эти сны, был известен под именем Закику. Обшее понятие zaqiqu обозначает привидение или призрак. Оно происходит от глагола zaqu, который означает вея we, дуновение ветра или дыхание бога.

5:1-27

Взыскуя Господа

5:5. Вефиль, Галгал. См. коммент. к 4:4. 5:5. Святыня в Вьрсавии. Находка крупного жертьенчика с рогами при раскопках в Tell es-Saba (железный век II) предоставляет ценные сведения о культовом служении в этом месте. Вирсавиа упоминается в рассказе о патриархах (Быт. 21:33), а сыновья Самуила служили здесь судьями (1 Цар. 8:1,2). Возможно, в разрушении языческих святынь за пределами Иерусалима царем Езе- кией (Арад, Вирсавия; 4 Цар 18:4) отразилось осуждение этих культовых центров Амосом.

5:8. Семизвездие и Овион — созвездия в древности. Рукописные источники из Вавилонии, в том числе «Табличка Венеры» царя Аммисадуги (ок. 1650 г. до н. э.), показывают, что астрономические наблюдения того времени отличались большим мастерством и точностью. Хотя в позднеегипетскую эпоху и в пер гидский период в Месопотамии господствовала астрология, эта практика гаданий, истолкования знамений (см.: Ис. 47:13) была лишь отдельной сферой, использовавшей данные истинной науки. Велась постоянная регистрация данных о движении планет, местоположении крупных звезд, занимающих фиксированное положение, а также фаз луны и лунных и солнечных затмений. Учитывая, насколько обширными знаниями о звездах и планетах располагают культуры Месопотамии и Египта, библейские авторы и пророки неусганно подчеркивали, что эти небедные тела сотгорены Богом (см.: Иов. 9:9). ьавилоняне различали в созвездиях очертания животных, например: козы (Лира) и змеи (Гидра); различных предметов, например: стрелы (Сириус) и телеги (Большая Медведица), и человеческих персонажей, например, пастуха (Орион). Самым популярным из всех созвездий Зыли Плеяды, которые часто изображались на печатях даже в Палестине и Сирии. В текстах новоассирийского периода сохранились зарисовки звезд в созвездиях. В сохранившемся тексте молитвы богам ночи (ок. 1700 г. до н. э.) некий гадатель в поисках знамения обращается к созвездиям по именам, призыва;, их дать ответ на вопросы. 5:11. К змеиные дома. Речь идет о домах из тесаного камня, построенных по технологии, отличающейся от принятого в Израиле метода строительства из необработанного камня. Часто Каменная кладка была лишь в основании, а верхняя часть сооружения строилась из высушенных на солнце глиняных кирпичей. Позволить себе иметь каменный дом могли только весьма состоятельные люди из высших слоеь общества. Известняк, который шел на строительство таких домов, добывался в карьерах вблизи Самарии. Это проклятие относится к разряду проклятий, обрекающих на тщетные усилия, и сравнимо с .адписью на вавилонском пограничном камне, которая призывает богов отобрать дом у того, кто построит свой дом на украденной земле.

5:12. Взятки и притеснения. Тема социальной несправедливости — одна из главных в книге Амоса (см.: Исх. 23:6—8; Втор. 16:19 и законы против взяточничества в кодексе Хаммурапи). Поискам справедливости и защиты от произвола царей и чиновников посвящены многочисленные произведения древней ближневосточной «литературы премудростей». Так, например, в собрании вавилонских мудрых изречений «недобросовестный судья» принимает подарки и, «вместе с тем, позволяет себе выносить несправедливое решение». Подобным же образом, «красноречивый поселянин», герой египетского литературного произведения XXI в. до н. э., говорит, что «законодатели одобряют грабеж», а «надзиратель сквозь пальцы смотрит на взятки». «Вавилонская теодицея» (X в. до н. э.) открыто осуждает людей, которые «наполняют хранилища деспота золотом», а «из кладовки бедняка забирают провизию».

5:20. День Господень. См. соответствующую

статью в коммент. к Иоил. 2.

5:21. Религиозные праздники и собрания.

Амос решительно выступает против пустого формального празднования hagun (трех главных праздников, связанных с паломничеством: Праздника опресноков, Праздника урожая и Праздника кущей; см. коммент. к Исх. 23:15,16). Религиозные праздники часто отмечались торжественно, с совместными трапезами и общественными собраниями. Однако то, что предназначалось для прославления и восхваления Бога, не приносило Ему радости.

5:23. Музыка в богослужении. Светская и религиозная музыка, имеющая многовековую историю в Месопотамии и Египте, была хорошо известна и в Израиле. Профессиональные музыканты, например, арфисты (kalu), упоминающиеся в древних текстах из Мари и шумерского Урука, могли служить образцом для музыкантов-левитов в Иерусалимском храме, а также в северных святилищах в Дане и Вефиле. Виды музыкальных инструментов, литургических песнопений, покаянных молитв и плачей, а также гимнов прославления, созданных этими древними цивилизациями, положили основу для дальнейшего развития музыкального искусства на Ближнем Востоке. В настенной живописи египетских гробниц изображены танцовщицы в определенных позах, а также разнообразные музыкальные инструменты. Использование священной музыки в сочетании с литературными приемами можно проиллюстрировать на примере Пс. 8,18, 103 и 138 — псалмов о сотворении мира. Они содержат одновременно и литературные, и музыкальные элементы (основанные на рубрикации надписей, хоровых знаков и созвучий в тексте), необходимые для надлежащего исполнения музыкального произведения в ходе богослужения и представления священной драмы.

5:26. Скиния Мелехова. В древнееврейском тексте здесь упоминается Суккот-беноф (см.: 4 Цар. 17:30). Фактически утверждение Амоса, вероятно, отражает степень культурного влияния, которое оказывали на израильтян арамейские купцы и другие путешественники. Суккот, или "SAG.KUD, связывается в угаритских источниках с Нинуртой и с планетой Сатурн.

5:26. Ремфан. В древнееврейском тексте здесь стоит слово kiyyun, истолкованное в некоторых переводах как «подножие идола». Месопотамское астральное божество Сатурн в аккадских текстах обозначается понятием kajamanu. Изваяния этих астральных богов переносили в праздничных процессиях, устраиваемых в их честь. 5:26. Звезда бога вашего. Поскольку упоминаемые здесь боги связаны с планетой Сатурн, выражение «звезда бога вашего» указывает на почитание астральных богов. По улицам городов проходили торжественные процессии, во время которых несли изваяния и символы этих богов в святилища, где совершались жертвоприношения, ритуальные танцы и другие культовые акты. Амос, однако, едко высмеивает такие ритуалы. Вместо простого описания происходящего он предсказывает печальный финал такой процессии, когда народ понесет этих идолов с собой в плен (ср.: «ваша ноша сделалась бременем» в Ис. 46:1). 5:27. Переселение за Дамаск. Поскольку Амос нигде прямо не упоминаетассирийцев, неясно, что он имеет в виду, когда говорит о грядущем пленении Израиля. Такая неопределенная фраза, как «переселю... за Дамаск», напоминает угрозу «с севера» у Иеремии (Иер. 1:14), и в целом может указывать на Месопотамию как источник грядущего разрушения.

6:1-14

Обвинительные пророчества

6:1. Гора Самарийекая. Для усиления параллелизма гора Самарийекая изображается Амосом как сопоставимый с иерусалимским Сионом религиозный центр. Речь может идти об акрополе, где обычно строили храм и дворец. Опираясь на слова пророков Михея (Мих. 1:6,7) и Исаии (Ис. 10:11), которые осуждали «Самарию и ее идолов», можно предположить, что во времена правления Иеровоама 11 в столице Северного царства находилось крупное святилище. 6:2. Калне и Емаф. Хотя точное местонахождение Калне до сих пор неизвестно, эта древняя столица государства Унки, располагалась, вероятнее всего, на Антиохской равнине, близ Алеппо. Емаф (совр. Наша, пример- новЮОмиляхкюгуотАлеппоив 130 милях к северу от Дамаска) находился на реке Оронт (дополнительную информацию см. в коммент. к Ис. 10:9). Хотя эти города были разрушены ассирийцами в 738 г. до н. э., а Израиль платил в это время дань, Амос не мог описывать столь поздние события. Мы слишком мало знаем об истории Северной Сирии в десятилетия, предшествовавшие Амосу, чтобы понять, о чем он здесь говорит.

6:2. Геф. Геф был условно отождествлен с Телль эс-Сафи, в 5 милях к югу от Экрона. Это один из пяти филистимских городов, ближе всего расположенных к Иудее. Здесь было мало археологических раскопок, но они подтвердили присутствие предметов материальной культуры железного века. Город был расположен в долине Эйла, которая соединяла прибрежную равнину и нагорье близ Иерусалима. Этот город во времена Амоса стремился захватить иудейский царь Озия (см.: 2 Пар. 26:6). 6:4. Ложа из слоновой кости. Роскошные ложа, изготовленные из экзотических материалов, заставляют вспомнить о железном одре царя Ога, описанном во Втор. 3:11 (о престоле Соломона из слоновой кости см.: 2 Пар. 9:17—19). В анналах ассирийского царя Сеннахирима указано, что среди предметов, поступивших от иудейского царя Езекии в счет уплаты дани, находилось ложе, украшенное слоновой костью. В то время было очень модно украшать мебель слоновой костью и делать настенные панели из нее. Одним из основных источников слоновой кости были вывозившиеся из Сирии бивни слонов (сирийские слоны ныне вымерли). Слоновьи шкуры и бивни, а также живые слоны иногда служили для уплаты дани. В ходе археологических раскопок во дворце Ашшурбанипала в Калахе были найдены искусные изделия из слоновой кости — в виде резьбы на стенах дворца. Более пятисот фрагментов изделий из слоновой кости были также обнаружены при раскопках в Самарии; они датируются IX— VIII вв. до н. э. Многие из них повторяют мотивы художественных изделий из Египта и Финикии.

6:4. Лучшие овны и тучные тельцы. Для состоятельных людей, которые могли себе позволить это, мясо самого лучшего качества получали от отборной породы скота, который содержали в стойлах (см.: Мал. 4:12) и кормили перед убоем ячменем. Вероятно, такое мясо стоило очень дорого, и этот обычай был хорошо известен (см. метафору Иеремии «откормленные тельцы» в Иер. 46:21). Данные о таких отборных овнах (аккадский термин kirru) встречаются в хозяйственных текстах из Ура III, которые датируются XX в. до н. э.

6:6. Вино из чаш. Чаши, которые здесь упоминаются, обычно использовались для ритуальных целей (см.: Исх. 24:6-8; Чис. 7:13), а потому, вероятно, Амос обвиняет их не только в чрезмерном пьянстве, но и в осквернении священной утвари. Следует отметить, что археологи обнаружили целый ряд золотых чаш для пития в гробницах Нимруда, которые датируются новоассирийским периодом, при этом на некоторых из них выгравированы имена ассирийских цариц. 6:6. Наилучшие масти. В Древнем мире щедрый хозяин часто помазывал гостей, приглашенных на пир, дорогими маслами. Это придавало их лицам блеск, и благоуханный аромат от них распространялся по всему помещению. В одном ассирийском тексте времени правления Асархад дона говорится, что сам царь «помазывал лбы» своих гостей на царском пиру «отборнейшими маслами». Поскольку Амос, видимо, осуждает здесь людей за использование культовых сосудов не по назначению, он также обращает их внимание на то, что благовонные масла должны использоваться в священных целях (см.: Исх. 30:31,32).

6:10. Сожжение тел. Сожжение тел не было широко распространенной практикой (но см. коммент. к 1 Цар. 31:12 и 2 Пар. 16:14); кроме того, глагол, обозначающий этот процесс, имеет здесь необычное написание. По этой причине некоторые комментаторы полагают, что в данном тексте говорится не о сожжении, а о бальзамировании тела перед погребением.

6:10. Нельзя упоминать имени Господа.

Господень гнев столь силен, что население Самарии должно быть сокращено до одной десятой, а оставшиеся в живых будут столь напуганы, что зарекутся произносить имя Божье, дабы не обратить на себя снова Его гнев. В этом смысле восклицание «молчи!» означает предостережение против упоминания имени Господа (ср.: Исх. 23:13 и Нав. 23:7). Некоторый свет на это проливают ассирийские документы времени правления царя Энлиль- Нирари (1326-1317 гг. до н. э.). В одном тексте царь произносит такие слова: «Да не будет бог ничего говорить!», когда при дворе объявляют о смерти члена царской семьи. Это, скорее всего, означает просьбу к богу не действовать (не говорить) против кого-то еще. 6:13. Ничтожные вещи. В оригинале здесь упоминается топоним Лодевар. Это селение захватил во время своего военного похода в Трансиорданию царь Иеровоам II (4 Цар. 14:25). Его отождествляют с Tell 'el-Hammeh, к северу от реки Иавок, уже на территории аммонитян. Амос высмеивает эту победу, изменяя Lo Debar на Lo-dabar, что означает «ничтожные веши», показывая тем самым, что их жалкие достижения — ничто по сравнению с победами 1оспода. 6:13. Могущество. В оригинале здесь упоминается топоним Карнаим, что означает «рога», символ могущества. Этот пункт находился в Васане (Tell es-Sa'ad), на северном притоке реки Ярмук (см.: Быт. 14:5 и 1 Мак. 5:26). Тиглатпаласар III сделал Карнаим столицей ассирийской провинции Карнина, когда завоевал эту территорию в военной кампании 738—737 гг. до н. э. 6:14. От входа в Емаф до потока. См. коммент. к 4 Цар. 14:25 о попытках царя Иеровоама восстановить границы Израиля.

7:1-9

Другие кары

7:1. Саранча. См. коммент. к 4:9. 7:1. Царский покос. Хотя нигде больше в библейских текстах об этом не говорится, отсюда явствует, что царю предназначалась в форме налога определенная часть скошенной травы. Это, возможно, было установлено для гарантированного обеспечения сеном и фуражом колесничих и кавалерийских коней. Противоположный пример, когда монарх дарил землю одному из своих вельмож, известен из ассирийских источников царя Ашшурбанипала. Своим декретом царь освобождал этого вельможу от взимания налогов с вырашенного на этих землях урожая и с поголовья скота.

7:7. Свинцовый отвес. В настоящее время этот традиционный перевод считается неверным, так как выяснилось, что древнееврейское слово 'апак родственно аккадскому аппаки, что означает «олово». Свинцовый отвес может быть со свинцовым или железным грузом и с его помощью определяют вертикальность конструкции. Израильский исследователь Ш. Пол полагает, что речь идет об оловянной стене, символе слабых укреплений Израиля (ср.: железные стены в Иер. 1:18; Иез. 4:3). В данный момент точный смысл этого выражения остается неясным.

7:10-17

Амасия выступает против Амоса

7:10. Пророческая весть как государственная измена. В Древнем мире бытовали представления о том, что пророки не только провозглашают вести богов, но и способствуют осуществлению божественной акции. В повелениях ассирийского царя Асархаддона своим вассалам он требует, чтобы они доводили до его сведения любые предосудительные или негативные заявления, исходящие от провидцев или толкователей снов. Неудивительно поэтому, что пророка, настроенного против царя, надлежало контролировать, дабы он не вносил смуту и не способствовал установлению беспорядка. Пророков, чьи слова могли побудить людей к бунту или накликать беду, нередко заточали в темницу. 7:13. Святыня царя. В Вефиле царем Иеровоамом II были установлены царские святилища, которые должны были служить центрами поклонения в северном царстве (3 Цар. 12:26—30). Амасия занимал скорее политический пост, поскольку священники в Вефиле назначались царем, а не занимали эту должность по наследству, как в колене Левия (3 Цар. 12:32). Естественно, что Амасия был предан царю, а потому любые критические высказывания в адрес царя или его святыни в Вефиле воспринимал как оскорбление. В богослужениях, совершавшихся в государственном святилище, принимал участие сам царь. 7:14. Пастух. Ни одно селение в гористой местности в центре Иудеи не могло обеспечить себя полностью всем необходимым. В каждом хозяйстве были небольшие поля пшеницы и ячменя, небольшой виноградник, несколько смоковниц и оливковые деревья (маслины). Таким образом, они едва могли сводить концы с концами. Кроме того, дополнительный доход могли приносить несколько овец, коз и другой скот. Скот выпасали на склонах холмов, обычно пастухом был подросток (см. о Давиде в 1 Цар. 16:11). В аккадском языке есть термин naqidu, обозначающий пастуха-скотовода. 7:14. Собирать сикоморы. Родина сикоморы (или фиги; Ficus sycomorus L.) в восточной части Центральной Африки; в железном веке она широко распространилась по всему Египту и Ближнему Востоку. Эти деревья дают до шести урожаев в год. Поскольку, по сравнению с обычными фигами (Ficus caricu L.), сикомора приносит плоды худшего к 1чества, ею питались в основном бедняки. Финиковые пальмы достигают возраста плодоношения только через двадца ълет Они требуют сзрьесного ухода, поскольку должны опыляться вручную. Плоды сикоморы обычно надрезают или протыкают, что способствует накоплению этилена, ускоряющего процесс их оозревания. Нож, которым совершали эту операцию, изобр жен в настенной живописи одной из гробниц в Фивах.

8:1-14

Спелые плоды, созревшие для суда

8:5. Столкновение экономических и религиозных интересов. Как обнаружил Неемия несколько столетий спустя, в персидскую эпоху Иерусалима, желание торговцев совершать сделки иногда приводит их в стол кновение с религиозным законом и установлениями о соблюдении субботы, которые они стремятся всячески обойти, даже обманным путем (см. коммент. к Неем. 10:31). У окрестных языческих народов были релк - гиозные праздники (см. коммент. к Исх. 20:8— 11), но только Израилю было дано повеление справлять субботы и пр жращать на это время все работы (см. коммент. к Исх. 31:12—17). Это ограничение касалось и торговли, что вызывало подчас недовольство и, вероятно, приводило к коррупции в деловых отношениях вследствие стремления восполнить возникавшие потери. 8:5. Обман неверными весами. Обвинения Амосом израильски торговцев, конечно, не единичный случай. '1ак, например, обвинение купцов в использовании неверных весов встречается в египетском «Наставлении Аменемопе» и в вавилонских мудры:, изречениях. Кроме того, в кодексе Хаммурапи содержится статьг против банкиров, «использующих весы, которые показывают больший вес зерна или серебра, отдаваемого в долг, и весы, которые показывают меньший вес принимаемого зерна или серебра». 8:6. Высевки из хлеба. В своем стремлении к наживе торговцы зерном обманывают бед ных, продавая им неполноценную продукцию. Подобное обвинение выдвигается и в египетской «Повести о срасноречивом поселянине» против тех, кто «обменивает худший товар на лучший». Слово, переведенное как «высевки», встречается только здес, и обозначает зерно или муку самого низкого качества.

8:8. Река Египетская. Речь идет о Ниле, подъем которого обычно происходит в течение трех месяцев (с августа по октябрь). Это следствие обильных дождей в Эфиопии, которые переполняют воды Нила и его притоков. Хотя высота прилива колеблется, египтяне с дрегнейших времен научились использовать эту воду через систему ирригационных сооружений, которые регулируют распределение воды независимо от ее уровнл в реке.

8:9. Закат солнца в поддень. Поскольку лунное или солнечное затмение на Ближнем Востоке считалось дурным предзнаменованием или выражением гнева богов, в литературе встречается много отрывков на эту тему. К ним относится предсказание пророка Валаама в надписи из Дейр-Алла о том, что собрание богов решило «навести тьму вместо света». Жрецы вавилонского бога луны Сина во время затмений раздирали на себе одежды и совершали погребальную службу, а в вавилонских и ассирийских летописях есть множество писем и предзнаменований, относящихся к затмениям. Многие из них адресованы царям и либо предупреждают о грядущем затмении, либо уверяют его, что получат информацию о вероятности этого явления. Среди библейских примеров следует отметить Иоил. 3:15 и Зах. 14:6.

8:10. Траурный ритуал. См. коммент. к Быт. 37:34,35; Лев. 19:28 и Втор. 14:1,2. 8:12. От моря до моря. Во время отчаянных поисков воды в период засухи люди будут ходить из одного конца страны в другой. Выражение «от моря до моря» часто используется библейскими авторами для обозначения востока и запада (напр., от Средиземного моря на западе до Мертвого моря или реки Иордан на востоке; см.: напр.: Пс. 71:8; Зах 9:10). Сходное словосочетание встречается в надписи арамейского царя Азитавад- ды из Каратепе: «от восхода до захода солнца» (см.: Ис. 45:6).

8:12. От севера к востоку. Южная граница определена в предыдущей строке, а западная граница самоочевидна. Из Вефиля можно попасть в расположенную к северу Галилею через Самарию или Дан, а к востоку — либо в Беф-Сан, либо на территорию Галаада за Иорданом.

8:14. Грех Самарийский. Хотя неясность этого слова привела к тому, что его переводят как «грех» или «стыд», более вероятно, что здесь подразумевается сирийское божество Ашима. Имя этого божества происходит от арамейского слова, обозначающего «имя», поэтому оно может символизировать любых северо-западных семитских богов и богинь (Ваала, Анат, Астарту). Хотя официальное введение культа Ашимы произошло после 722 г. до н. э., не исключено, что в Самарии этому божеству поклонялись и ранее. Более поздние сведения о почитании Ашимы содержатся в письмах из Элефантины. 8:14. Бог Дана. Поскольку Иеровоам II учредил поклонение Яхве в Дане, установив там святилище (3 Цар. 12:28—30), Амос вправе говорить здесь о боге Дана. Возможно, он подразумевает, что установленный там золотой телец служил символом Яхве и заменой ковчега Завета. Дан сохранял значение культового центра в течение многих столетий. Свидетельством этого служит двуязычная надпись (на греческом и арамейском языках) конца 3-го тыс. до н. э., гласящая: «Богу, который в Дане».

8:14. Бог Вирсавии. Амос завершает свое обличение идолопоклонства среди израильтян упоминанием «пути» в Вирсавию. Выражение «от Дана до Вирсавии» определяет всю территорию страны (Суд. 20:1; 1 Цар. 3:20), и Амос использует его здесь, чтобы показать всю полноту отступничества Израиля (см.: Ам. 5:5).

9:1-15

Грядущее разрушение и последующее возрождение

9:1. Притолока и дверные косякн. При описании масштабов грядущего разрушения Амос с нова прибегает к приему антитезы. На этот раз он говорит о воротах святилища, которые будут потрясены от притолоки до косяков (см.: Соф. 2:14). Это можно сравнить с колебаниями земли, описанными в рассказе о призвании Исаии на служение (Ис. 6:4), но там они были вызваны величественным присутствием Бога. В других древних источниках картина подобных разрушений включает опрокидывание или потрясение стен, ворот и дверей (в том числе в эпосе о Гильгамеше и в надписи Тукультининурты I). 9:2. Противопоставление преисподней и неба. Амос снова использует прием антитезы, противопоставляя высоты неба глубинам преисподней (см.: Пс. 138:8). В угаритском мифе о Ваале и Анат подобное противопоставление сил смерти и преисподней силам жизни и неба содержится в хвастливых речах бога Мота. В Древнем мире небо и преисподняя воспринимались как противоположные границы космоса, а не как «абстрактные» пространства, расположенные вне космоса.

9:3. Вершина Кармила. Настойчиво предупреждая израильтян о невозможности укрыться от гнева Божьего, Амос использует образ самой высокой горы на территории их страны. Гора Кармил возвышается над уровнем моря на 1800 футов (535 м), это господствующая высота на местности, покрытой густыми лесами и пещерами, где люди могли найти прекрасное убежище (см. коммент. к Ам. 1:2).9:3. Морской змей на дне моря. Негде скрыться человеку от взора Бога: ни на вершине горы, ни на дне океана. Даже на дне морском Бог может повелеть змею уязвить его (ср.: Ион. 1:17). Израильтянам были хорошо известны предания отом, что Яхве подчиняются все морские создания (см. коммент. к Пс. 73:14 и 103:26). Тема борьбы с морскими чудовищами, олицетворяющими силы хаоса, встречается также в вавилонском эпосе о сотворении мира «Энума элиш» и в египетском гимне богу солнца Ра, который должен был отражать постоянные атаки дракона Апофиса, чтобы завершить свое круговое движение по небу. Более подробная информация на эту тему приводится в коммент. к Быт. 1:20; Исх. 7:1 и Ис. 27:1. 9:6. Горние чертоги. Желая показать абсолютную власть Бога над творением, Амос начинает с описания «многоярусного» или состоящего из множества помещений святилища или дворца на небе (ср.: Пс. 77:69; Ис. 66:1). Эти «горние чертоги» соединяют купол небес с водами, на которых они покоятся (см.: Пс. 103:3). Впервые горние чертоги упоминаются в эпосе «Энума элиш». В нем описывается храм Эсагила, посвященный богу Мардуку в Вавилоне, в котором боги «построили огромную многоярусную башню высотой с Апсу (воды выше небес)». В библейском и древнем ближневосточном мировоззрении космос представлялся храмом, а храм — микрокосмосом. 9:7. Сыны Ефиоплян. См. коммент. к Чис. 12:1.

9:7. Филистимляне из Кафтора. О связи филистимлян с Кафтором (Критом) см. коммент. к Иер. 47:4. В Иез. 25:16 они также отождествляются с критянами. См. коммент. к Втор. 2:23 о связи филистимлян с аввеями. Показывая заботу Бога обо всех народах, пророк руководствуется идеей универсализма, всеобъемлющей любви Бога. Филистимляне и арамеи, как и израильтяне, были приведены в Палестину, но условия завета между Яхве и Израилем требуют, чтобы ныне народ Израиля потерпел наказание. 9:7. Арамляне из Каира. («Р В оригинале — «из Кира».) Амос рассматривает Кир как родину арамейских племен, однако в 4 Цар. 16:9 Кир упоминается как место, куда ассирийские завоеватели переселили арамеев после казни их царя Рецина. По-видимому, это обстоятельство находит подтверждение в Ис. 22:6, где Кир упоминается наряду с Эламом, к востоку от Тигра. В анналах Тиглатпаласара 1 (1115—1107 гг. до н. э.) сообщается о миграции этих племен в Ассирию на протяжении XII в. до н. э. Здесь, как и в 1:5, Амос, вероятно, хочет сказать, что Бог может изгнать израильтян из Ханаана с такой же легкостью, с какой Он возвратил арамеев на историческую родину. 9:9. Зерно в решете. Процесс обработки зерна включал его обмолот на току с помощью молотилок, веяние (см.: Иер. 4:11) и просеивание через сито для удаления мелких камешков и другого сора. Решето (kebarah), о котором здесь говорится, было крупноячеистым, и просеивание производилось путем встряхивания его круговыми движениями, в результате чего сор скапливался по краям сита, а зерно сыпалось на землю и собиралось (см.: Сир. 27:4).

9:12. Остаток Эдома. Амос использует понятие «остаток» еще два раза (в 1:8 — по отношению к филистимлянам и в 5:15 — по отношению к Иосифу). В данном случае он, по всей видимости, имеет в виду не весь Эдом, а только часть его территории. Царь Озия захватил эдомский порт Элаф (4 Цар. 14:22), который в дальнейшем был потерян во время царствования Ахаза (4 Цар. 16:6) и снова возвращен Сирии и Эдому. Очевидно, говоря о заключительном этапе восстановления Давидова царства, Амос имеет в виду этот важный порт.

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.